Профориентация

Могилевский институт МВД

О выборе профессии

Алгоритм выбора будущего

Решение о том, кем быть — одно из самых ответственных в жизни. Ведь на работе проходит как минимум треть жизни взрослого человека. Будете ли вы пять дней в неделю по восемь часов страдать от психологического дискомфорта, напрямую зависит от выбора, который приходится делать, еще не имея жизненного опыта. Поэтому предлагаем некоторые ориентиры, которые значительно облегчат выбор и сделают его более осознанным и правильным.

Некоторым их судьба ясна уже в раннем детстве.

Так, немецкий археолог Генрих Шлиман, чуть ли не с пеленок выучивший наизусть «Илиаду», поверил в реальное существование Трои и будучи еще ребенком,  дал себе слово когда-нибудь ее откопать, несмотря на то, что к ее существованию профессиональные ученые относились с большим сомнением. И сделал это. Его успех стал триумфом археологии: она стремительно превращалась в модную, престижную науку — во всем мире росли ассигнования на раскопки, конкурсы на археологические факультеты увеличивались в геометрической прогрессии.

А английский натуралист Джеральд Даррелл с пяти лет собирал пауков. В итоге он стал звероловом — сначала отлавливал зверей по заказам зоопарков мира, а потом открыл свой зоопарк на острове Джерси (Великобритания), где теперь не только за деньги показывают животных публике, но и занимаются разведением редких видов. Кроме того, Даррелл написал множество книг: «Моя семья и другие звери», «Под пологом пьяного леса» и др., благодаря которым получил мировую известность.

Однако для большинства людей, не имеющих с раннего детства «всепоглощающего занятия» и мечты, которая буквально не дает спать, процедура выбора выглядит более прозаично.

Как не надо

Порой молодые люди руководствуются самыми причудливыми мотивами. Кого-то привлекает романтика профессии, причем основанная не на реальном знакомстве с будущей специальностью, а на ее «киношной» версии. Кто-то покорно следует «семейным традициям», поддаваясь уговорам типа «на роду написано». Кто-то и вовсе поступает в вуз за компанию с лучшим другом или подругой, а некоторые спешат подать документы в учебное заведение, расположенное поближе к дому.

Все это нелепые, чудовищные основания. Выбор профессии слишком многое определяет в судьбе человека, чтобы относиться к нему так легкомысленно. Наоборот, подойдите к решению этого вопроса настолько серьезно, насколько можете.

Как надо

Шаг 1: правильный настрой

Первым делом проникнитесь сознанием, что этот выбор вы должны сделать самостоятельно. В конце концов, это ваша, и только ваша, жизнь, а следовательно и ваш выбор, ответственность за который несете только вы.

Шаг 2: определение склонностей

Постарайтесь для начала разобраться со своими интересами: чем вы хотели бы заниматься? Какие предметы из школьной программы вам нравятся? Чем вы любите заниматься в свободное время? Легко ли вам даются контакты с людьми, особенно посторонними? Многое зависит от склонности к выполнению того или иного вида деятельности. Определить ее поможет дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.  Климова, используемый психологами в качестве стандартного инструмента профориентации.

Шаг 3: исследование

Прежде всего, консультанты по профориентации советуют трезво оценить себя: чего я хочу от себя и своей работы, кем я вижу себя через пять лет. Полезно как можно больше узнать о своей будущей специальности, используя все доступные источники. Напроситесь на экскурсию на предприятие, где вы своими глазами увидите, чем занимаются представители той или иной профессии. Хотите быть моряком? Уговорите родителей поехать в речной круиз, чтобы ближе познакомиться с судовыми буднями (в том числе и с их отрицательными сторонами, вроде морской болезни). Желаете стать программистом? Попробуйте не только играть в компьютерные игры, но и написать хотя бы простенькую программу. Еще лучше записаться в соответствующий кружок или поступить на подготовительное отделение профильного вуза. Но самый лучший способ получить интересующие вас сведения — устроиться на лето самым-самым младшим сотрудником туда, где работают профессионалы интересующей вас сферы. Например, мечтая о карьере журналиста, очень желательно устроиться в газету хотя бы курьером.

Шаг 4: оцените ситуацию на рынке труда

Простейший путь — взять несколько изданий с объявлениями о вакансиях, пройтись по Интернет-сайтам о трудоустройстве, чтобы выяснить, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют журналы и кадровые агентства. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Конечно, будем учитывать и то, что потребности рынка могут меняться. Но, скорее всего, спрос на специальности, которые востребованы сегодня, сохранится и тогда, когда вы окончите обучение.

Шаг 5: обратитесь за помощью к специалистам

Если сомнения одолевают вас, обратитесь за помощью к специалистам (школьный психолог, педагог-профориентолог). Кроме того, проверить себя на соответствие той или иной профессии можно и самостоятельно при помощи тестов, содержащихся в специальной литературе по психологии и профориентации, на соответствующих сайтах в сети Интернет. Как правило, тесты эти более «популярные», нежели «научные», и вряд ли их результатам стоит безоговорочно доверять. Однако общее направление, в котором стоит двигаться дальше, такое тестирование подскажет. Не стоит злоупотреблять их доступностью, ведь это почти то же самое, что принимать лекарства без назначения врача и интерпретацию результатов лучше доверить психологу.

Как правило, при определении соответствия той или иной профессии специалисты используют профессиограмму. — составленный психологами набор способностей, проранжированных по степени важности, которыми должен обладать человек для занятия определенной профессией. И для того, чтобы выяснить, подходит ли кандидат к определенной профессии, сможет ли он занять определенную должность, соотносят персонограмму (набор способностей, проранжированных по степени развития у человека) с профессиограммой. Если персонограмма хотя бы на 50% соответствует профессиограмме избранной специальности, это удовлетворительный результат, на 60% — хороший, на 70% — отлично. Результат 80% и более встречается крайне редко, но именно в таком случае человек может стать незаменимым сотрудником.

Шаг 6: окончательный отбор

Собрав информацию, составьте список основных ваших фаворитов из 5-10 позиций. Затем примените испытанный способ — лист бумаги с двумя колонками, где расставьте все «за» и «против» выбора той или иной специальности. Не жалейте на это времени. Проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор. Это нелегко. Но эпоха Возрождения, когда жили люди-универсалы, как, например, Леонардо да Винчи, увы, прошла. И настала эра узких специалистов, досконально знающих свое дело.

Шаг 7: выдержим ли конкурс?

Ну вот, вам вроде бы ясно, кем быть и куда поступать. Но если вы не совсем уверены в своих силах, стоит обратить внимание и на конкурс на выбранную специальность. Получить подробную информацию по конкурсам в прошлом году можно в соответствующих справочниках или позвонив непосредственно в соответствующее заведение.

И даже если при расстановке приоритетов и скрупулезном подсчете всех плюсов и минусов, вы чувствуете, что не лежит душа к «подходящей» работе, помните, что выбирать надо не только рассудком, но и сердцем — оно не обманет. А главное, никогда не позволяйте обстоятельствам определять вашу судьбу.

Как выбрать профессию - для начинающих

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

свернуть

Учреждения профессионально-технического образования Брестской области

      Учреждение образования "Новомышский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства"           ул. Слонимская, 85, 225331, д. Новая Мышь, 
 Барановичский р-н, Брестская область 
 Тел. (0163) 43 14 58 (приемная комиссия)
 43 12 47 (приемная директора)
 E-mail: ptu156@brest.by
 Web-сайт: novgpl.brest.by
                   
       Учреждение образования "Барановичский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания"            Ул. Кирова, 50, 225410, г. Барановичи Брестская обл. 
 Тел. (0163) 47 06 57, (приемная комиссия)
 47 18 46 (приемная директора)
 E-mail: volokno@brest.by
 Web-сайт: bgptk-so.by
                   
       Учреждение образования "Барановичский государственный профессиональный лицей машиностроения"            Ул. Королика, 4,
 225416 г. Барановичи, Брестская обл. 
 Тел. (0163) 41 51 89 (приемная директора)
 49-10-98 (приемная комиссия)
 E-mail: bplm@brest.by
 Web-сайт: bplm.brest.by
                   
       Учреждение образования "Барановичский государственный профессиональный лицей строителей"            Ул. Брестская, 291, 225413, г. Барановичи Брестской обл. 
 Тел. (0163) 44 16 39 (приемная комиссия)
 44 76 62 (приемная директора)
 E-mail: ptu_61@brest.by
 Web-сайт: bsplb.brest.by
                   
       Учреждение образования "Белоозёрский государственный профессионально-технический колледж электротехники"            Ул. Энергетиков, 8, 225215, г. Белоозерск Брестской обл. 
 Тел. (01643) 2 87 55 (приемная комиссия)
 2 89 67 (приемная директора)
 E-mail: ptu82@brest.by
 Web-сайт: kljblz.brest.by
                   
       Учреждение образования "Березовский государственный профессиональный лицей строителей"            Ул. Свердлова, 112, 225210, г. Береза 
 Брестской обл. Тел. (01643) 4 80 31 (приемная директора) 4 80 64 (приемная комиссия)
 E-mail: bgplstroy@open.by
 Web-сайт: www.berezagpl.by
                   
       Учреждение образования "Брестский государственный профессионально-технический колледж приборостроения"          

 Ул. Янки Купалы, 6/1, 224020, г. Брест
 Тел. (0162) 46 14 98 (приемная комиссия)

 Тел. (0162) 46 17 51 (приемная директора)
 E-mail: ptu151@brest.by
 Web-сайт: ptkp.brest.by

                   
       Учреждение образования "Брестский государственный колледж связи"            Ул. Кирова, 82, 224013, г. Брест 
 Тел. (0162) 21 50 65 (приемная комиссия)
 21 16 20 (приемная директора)
 E-mail: ptksviazi@brest.by
 Web адрес: ptk-sviazi.iatp.by
                   
       Учреждение образования "Брестский государственный профессионально-технический колледж сферы обслуживания"            Ул. Пригородная, 23, 224014, г. Брест 
 Тел. (0162) 24 63 84 (приемная директора)
 24 31 53 (приемная комиссия)
 E-mail: vpubo@brest.by
 Web-сайт: gptkso.brest.by
                   
       Учреждение образования "Брестский государственный профессиональный лицей строителей"            ул. Пригородная, дом 27, 224014, г. Брест 
 Тел. (0162) 24 46 83 (приемная директора)
 24 33 25 (приемная комиссия)
 E-mail: ptu65@brest.by
 Web-сайт: www.ptu65brest.by
                   
       Учреждение образования "Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли"            Ул. Героев обороны Брестской крепости, 78, 224018, г. Брест 
 Тел. (0162) 21 31 83 (приемная директора)
 (0162) 21 55 79 (приемная комиссия)
 E-mail: ptktorg@brest.by
 Web-сайт: ptktorg.brest.by
                   
       Учреждение образования "Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта"            Ул. Папанина, 4, 224016, г. Брест 
 Тел. (0162) 26 24 59 (приемная комиссия)
 21 21 38 (приемная директора)
 E-mail: ptu27@brest.by
 Web-сайт: gptu27.brest.by
                   
       Учреждение образования "Брестский государственный профессиональный лицей легкой промышленности"            Ул. Янки Купалы, 52, 224020, г. Брест 
 Тел. (0162) 46 33 56, (приемная комиссия)
 46 17 85 (приемная директора)
 E-mail: bpllp@brest.by
 Web-сайт: bgpllp.brest.by
                   
       Учреждение образования "Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства"            ул.Октябрьская, 50,
 225432, г.Ганцевичи, Брестская обл.
 Тел. (8 01646) 2 80 91 , (приемная комиссия)
 2 68 96 (приемная директора)
 E-mail: gnclicei@brest.by 
 Web-сайт: gnclicei.brest.by
                   
       Учреждение образования "Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства"            Ул. Механизаторов, 7, 225295, г. Ивацевичи Брестской обл. 
 Тел. (01645) 2 69 09 (приемная директора)
 2 69 08 (приемная комиссия)
 Е-mail: ivgpl@brest.by
 Web-сайт: ivgpl.brest.by
                   
       Учреждение образования "Кобринский государственный профессионально-технический колледж строителей"            Ул. Дзержинского, 54, 225306, г. Кобрин Брестской обл. 
 Тел. (8 01642) 2 28 77 (приемная директора)
 (8 01642) 2 90 25 (приёмная комиссия)
 E-mail: gptkkbr@brest.by
 Web-сайт: kgptks.brest.by
                   
       Учреждение образования "Кобринский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания"            ул. Дзержинского, 81, 225306, г. Кобрин 
 Брестской обл. Тел. (01642) 2 33 35 (приемная директора)
 2 56 14 (приемная комиссия)
 E-mail: ptu-153@brest.by
 Web-сайт: kobringplso.brest.by
                   
       Учреждение образования "Кобринский государственный художественный профессионально-технический колледж"            Пл. Ленина, 4, 225306, г. Кобрин Брестской обл. 
 Тел. (8 01642) 2 72 03 (приемная комиссия)
 2 25 03 (приемная директора)
 E-mail: ptkhud@brest.by
 Web-сайт: ptkhud.brest.by
                   
       Учреждение образования "Лунинецкий государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства"            Ул. Чапаева, 56, 225643, г. Лунинец Брестской обл. 
 Тел. (01647) 3 32 40 (приемная директора)
 3-33-74 (приемная комиссия)
 E-mail: ptu160@brest.by
 Web-сайт: luninec-gptk.brest.by
                   
       Учреждение образования "Лунинецкий государственный политехнический профессионально-технический колледж"            Ул. Чехова, 10а, 225644, г . Лунинец
 Брестской обл. Тел. (8 0164) 2 57 48 (приемная директора)
 (8 0164) 2 42 24 (приемная комиссия)
 E-mail: lplp@brest.by
 Web-сайт: lgplp.brest.by
                   
       Учреждение образования "Малоритский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства"            ул. Пионерская, 3, 225903 г. Малорита, Брестская обл.
 Тел. (801651) 2 22 61 (приемная директора)
 2 24 67 (приемная комиссия)
 E-mail: ptu155@brest.by
 Web-сайт: mgpl.brest.by
                   
       Учреждение образования "Пинский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности"            Ул. Федотова, 36, 225710, г. Пинск Брестской обл. 
 Тел. (0165) 33 14 30 (приемная директора)
 32 18 83 (приемная комиссия)
 E-mail: pinskvpulp@brest.by
 Web-сайт: pinskgptklp.brest.by
                   
       Учреждение образования "Пинский государственный профессионально-технический колледж машиностроения"            ул.Техническая,3, 225710, г. Пинск Брестской обл. 
 Тел. (0165) 37 15 25 (приемная директора)
 37 15 52 (приемная комиссия)
 E-mail: pgptkm@brest.by
 Web-сайт: pgptkm.by
                   
       Учреждение образования "Пинский государственный профессиональный лицей строителей"            ул. Брестская, 141, 225710 г. Пинск
 Брестская область
 Тел. (8 0165) 34-14-29 (приемная директора)
 34-20-92 (приемная комиссия)
 E-mail: ptu88@brest.by
 Web-сайт: www.pinskgpls.by
                   
       Учреждение образования "Пинский государственный профессиональный лицей мебельного производства и автомобильного транспорта            ул. Революционная, 20, 225710, г. Пинск
 Брестской области
 Тел. (8 0165) 34 77 22 (приемная директора)
 34 71 44 (приемная комиссия)
 E-mail: pinskavtolicey@brest.by 
 Web-сайт: pinskavtolicey.brest.by
                   
       Учреждение образования "Пинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства"            Брестская обл., Пинский р-н, 225766 д.Жабчицы
 Тел. (8 0165) 30 55 90 (приемная директора)
 30 55 48 (приемная комиссия)
 E-mail: ptu161@brest.by
 Web-сайт: ptu161.brest.by
                   
       Учреждение образования "Столинский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства"            ул. Дзержинского, 123, 225510 г. Столин Брестская область
 Тел. (8 01655) 2 11 32 (приемная директора)
 2 32 33 (приемная комиссия)
 E-mail: ptu164@msn.com
 Web-сайт: sgplsp.brest.by
                   
       Уреждение образования "Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж"            ул. Ленина, 111, 225080, г. Высокое, 
 Брестская область, Каменецкий район,
 Тел. (8 01631) 7 62 89 (приемная директора)
 (8 01631) 7 11 30 (приемная комиссия)
 E-mail: vgsptk@brest.by
 Web-сайт: www.vgsptk.brest.by
                   
       Государственное учреждение образования "Областной аграрно-производственный профессиональный лицей" г. Дрогичин            ул.Октябрьская д.1, 225612, г. Дрогичин, 
 Брестская область,
 Тел. (8 01644) 3 11 02 (приемная директора)
 3 16 17 (приемная комиссия)
 E-mail: ptu163@brest.by
 Web-сайт: liceydrg.brest.by
свернуть

Дни открытых дверей в высших учебных заведениях Беларуси

Информация для учащихся, родителей, педагогов по профориентации

www.edu.gov.by

МО РБ в рубрике «Поступающим» предлагает информацию о правилах приема, курсах для поступающих, программы вступительных испытаний,

www.mintrud.gov.by

Минтруда и социальной защиты РБ в рубрике «Рынок труда. Занятость населения» предлагает общереспубликанский банк вакансий актуальные вакансии и резюме

www.ripo.unibel.by

Республиканский институт профессионального образования дает информацию об учреждениях среднего специального образования.

www.rcpom.edu.by

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи в рубрике «Выбираем профессию» предлагает правила выбора профессии, мини-профессиограммы, медицинские показания и противопоказания.

www.rikz.unibel.by

Республиканский институт контроля знаний дает полную информацию по проведению централизованного тестирования

www.nihe.bsu.by

Республиканский институт высшей школы предлагает общегосударственный классификатор республики Беларусь "Специальности и квалификации" ОКРБ 011-2009 (актуальная информация)

 

Интернет-ресурсы по профориентации для учащихся

www.careerjet.by

Мировая система поиска работы

www.kudapostupat.by

Информация о средних специальных учебных заведениях в РБ

www.ripo.unibel.by

Информация по профессионально-техническому образованию в РБ

www.abiturient.by

Каталог ВУЗов, информация о вступительной кампании

свернуть

Профориентационные тесты