2 класс

Как родители могут помочь  ребенку хорошо учиться

Родители организуют режим дня для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У многих школьников в нашей школе – интернате слабое здоровье, которое является причиной слабой успеваемости.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родителями важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок

Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – ее посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолевать естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы  родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребенок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а ее необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе здесь положила деньги». Или сыну«Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить начатое дело до конца.

Все эти факторы важно учитывать родителям детей младшего дошкольного возраста, в котором начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду. 

При выполнении работы, которая требует зрительного напряжения необходимо соблюдать зрительный режим предусмотренный школьным врачом – офтальмологом. Зрительную гимнастику необходимо выполнять через 10 – 15 минут, чтобы снять глазное напряжение.

Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Таким образом, родители должны понять, что их главная задача – помощь ребенку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребенок будет хорошо работать на уроке.

Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибка или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребенка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными заданиями. У таких родителей ребенок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает два столбика примеров, родители заставляют ребенка выполнить четыре – лучше будет знать! Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Если родители дают дополнительное задание своему ребенку, то количество и содержание их должно быть обязательно согласовано с учителем.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Учитель должен разъяснить родителям, сколько времени уходит на приготовление уроков в среднем и какие отклонения от этого времени допустимы для некоторых детей с учетом их индивидуальных особенностей и темпов развития. Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребенок напишет, например, строчку, а затем отвлечется и начнет рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернется к письму, вновь отвлечется – начнет чинить карандаш и т. д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребенка к усидчивостиродители ставят перед ним задачу – уложиться в определенное время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои задания по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолен со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком, буквально вдалбливая, в его голову урок. Раздражаясь. Они начинают кричать на сына (или дочь, называя его тупицей. В результате дело идет еще хуже, ребенок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

свернуть

Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить собственного ребенка трудиться

Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.

Человек, который не умеет трудиться, заниматься домашним хозяйством, очень часто становится одиноким.

Домашний труд, повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку – 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласись, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение выполнять все перечисленные дела быстро и качественно.

Учим ли этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

В нашей жизни многое изменилось. Произошли изменения и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжёлый труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

Сегодня не просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подержание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать те же самые дела. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов лёгких нельзя. Во-первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением не умений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение. 

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счёте, это не такие уж сложные дела.

Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни, я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребёнок, когда вырастет. Привычка трудиться, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии.

Основная цель домашнего труда ребёнка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

Дети младшего возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней роботе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

Приобщение к труду через самообслуживание;

Постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

Обучения трудовым операциям;

Формирование у ребёнка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Учёт индивидуальных особенностей и склонностей ребёнка при распределении трудовых поручений;

Поощрение прилежного выполнения поручения, проявления самостоятельности и инициативы;

Чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье?

Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т.е. видеть в труде лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели. («Вот подметёшь пол, уберёшь со стола, тогда пойдёшь гулять»). Конечно, такие мотивировки тоже нужны, и ребёнок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок» (потрудился) – «награда», «плохой поступок» (отказался от выполнения трудового поручения) – наказание.

В результате своими действиями они отдаляют ребёнка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: «Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребёнка награда, тем сильнее разовьётся у него потребность в труде. Но потребность как раз и не развивается; напротив, труд всё больше лишается для ребёнка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребёнку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами, и передают ребёнку своё собственное отношение к таким скучным занятиям, как мытьё посуды, чистка обуви…

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной игрушки взрослые переходят к укладыванию ранца.

Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: застёгивать пуговица, складывать игрушки…

При выполнении бытовых обязанностей родители привлекают детей, кропотливо формируют привычку трудиться. У ребёнка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

В трудовом воспитании детей важен ПРИМЕР. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребёнку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С той целью необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать?

Предъявите сыну или дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведёшь порядок в своей комнате». Причём родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребёнка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребёнка к слову «нельзя» – значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию и самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребёнка планировать и организовывать свой труд, работать собрано, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации деятельности. Основным принципом развития способности к организации является предоставление ребёнку самому, путём преодоления ошибок, осваивать предстоящую работу.

В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается, раскрывать её внутренний смысл: зачем, что делают, какие задачи при этом решают, какие способы используют, зачем нужен контроль за качеством исполнения.

Ребёнку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует трудовых усилий. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребёнком домашних дел.

Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт. Прежде всего, это умение выполнять требование взрослого, простейшее его поручение.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определённый круг обязанностей без напоминания взрослых.

Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребёнком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда.

Как правило, среди наиболее распространённых трудовых поручений дети отличают такие:

  • помогаю родителям в уборке квартиры;
  • мою посуду;
  • покупаю хлеб, молоко;
  • вынесу мусор;
  • кормлю домашних животных;
  • гуляю с собакой, кошкой;
  • ухаживаю за младшей сестрёнкой, братом.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность.

В связи с этим для формирования трудовых привычек чрезвычайно важны следующие требования:

  1. Определить детям в семье постоянные трудовые обязательности, которые будут им по силам.
  2. Не скупиться на благодарность и похвалу, если ребёнок хорошо потрудился, выполняя домашнюю работу.
  3. Приучать детей к бережливости; учить ценить и свой, и чужой труд.
  4. Не платить детям деньги за выполнение повседневных дел.
  5. Не прибегать к наказанию трудом.
  6. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
  7. Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых, раскрывать практическую значимость труда.

Помните. Если родители не воспитают трудолюбие с детства, в более зрелые годы наверстать будет сложно, а порой и невозможно.

Вы любите своего ребёнка? Вы желаете ему добра? Хотите, чтобы его любили в детстве и уважали, когда он станет взрослым? Тогда возьмите себе в помощники ТРУД. Без умения увлечённо трудиться не может быть у человека ни людского уважения, ни личного счастья.

Итак, успехов Вам и Вашим детям!

Воспитание ребёнка – это труд, труд каждодневный и непрерывный, без выходных и отпусков.

свернуть

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка

Эмоциональное воспитание ребенка – бесспорно, прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру. Для развития у ребенка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства собственного достоинства, гордости, становление ко­торых зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего, в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родите­лям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное, но для некоторых детей оно – трудное, и, прежде всего, по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от малого круга общения, особенно в детстве.

Психологический климат семьи выражается в том, какие преобладают отношения и настроения: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холод­ное, враждебное, подавленное. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным при­станищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм. Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только мужем, отцом, хозяином дома или партнером. Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

А для того чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:

– «Держать улыбку» (потому что именно лицо – ваша визитная карточка).

– Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).

– Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).

– Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).

– Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта – это не вступать в него).

– Ободрять других (оптимистам жить легче).

– Делать комплименты (учтите, что женщины любят ухом, и даже самые умные мужчины легко откликаются на самую грубую лесть).

Вероятнее всего, благоприятная психологическая атмосфера присутствует в гармоничной семье. Какую же семью можно назвать гар­моничной? В такой семье ощущается радость жизни. Все обитатели Дома уверены, что их с интересом и радостью выслушают. Здесь все знают, что с ними считаются и всегда учитывают позицию других. Потому люди открыто проявляют свои чувства: радости и огорчения, успехи и поражения. В такой семье люди не боятся рисковать, так как знают – семья поймет, что поиск нового всегда сопряжен с возможными ошибками. Ошибки говорят о том, что человек меняется, растет, совершенствуется и развивается.

В гармоничной семье все чувствуют себя на своем месте, и они таковы, какими хотят себя видеть – признанные и любимые. Здесь привыкли смотреть друг на друга, а не в сторону или в потолок. И даже младенцы выглядят открытыми и дру­желюбными. В семье царит молчаливое спокойствие (но не безраз­личное молчание или молчание из-за страха быть непонятым). Буря в таком Доме – это признак какой-то очень важной активности членов семьи, а вовсе не попытка затеять ссору. Ведь каждый знает: если его не слушают сейчас, то лишь потому, что на это нет времени, а не по­тому, что не любят. В таких семьях люди чувствуют себя уютно и ком­фортно. Взрослые и дети не скрывают нежности и в любом возрасте проявляют ее не только в поцелуях, но и в том, что открыто беседуют друг с другом о себе и своих делах.

Воспитывая детей, родители ведут себя как лидеры, но не как хозяева и руководители. Свою главную воспитательную задачу они видят в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком, и поэтому не скрывают от детей негативные факты, делятся своим огорчением, гневом, а, когда им хорошо, могут быть радостными и уверенными в себе. Если в проблемных семьях родители призывают детей не огорчать мать или отца, наказывают или даже бьют только за то, что ребенок не сказал «спасибо» или от­ветил невежливо на замечание, то в гармоничной семье родители твердо знают, что им самим постоянно надо учиться быть родителями, а значит – лидерами!

И они выбирают для разговора с ребенком именно то время и ту ситуацию, когда их сын, дочь могут действительно их услышать и по­нять. Когда же ребенок ведет себя плохо, родители-лидеры стараются как можно теснее приблизиться к нему, предлагая свою поддержку. В гармоничной семье родители твердо знают, что дети по своей при­роде не могут быть плохими и если ребенок ведет себя плохо, это означает, что он неправильно понимает ситуацию или же мало ценит и уважает самого себя. Родители в гармоничных семьях понимают, что проблемы будут неизбежно возникать по мере роста и развития ребенка. Сама жизнь будет их ставить перед ребенком, перед его семьей, и они вместе будут пытаться решить новые задачи. В проблемных семьях родители выкладывают всю свою энергию для того, чтобы вообще не иметь проблем. Когда же они возникают (а они не могут не возникать!), то оказывается, что люди уже исчерпали свои силы и возможности. Одна из отличительных черт, присущих зрелой, гармоничной семье, заклю­чается в том, что родители верят в неизбежность перемен в детях и сами готовы с ними постоянно меняться. Однако и благополучная семья может быть источником душевных страданий детей: когда она становится ареной борьбы характе­ров супругов.

Конечно, папы и мамы, как правило, обожают своих сыновей и дочерей. И это прекрасно. Любовь, забота, нежность, внимание окрыляют растущего человека, вселяют в него уверен­ность, оптимизм, духовную силу. Но так происходит только тогда, когда ребенок чувствует полную гармонию в семейном мире, любовь и взаимопонимание в отношениях между взрослыми. На это, кстати, обращал внимание родителей еще А.С. Макаренко. «Ваше собствен­ное поведение – самая решающая вещь, – писал он. – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговари­ваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда нас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзь­ями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка, имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия…

Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже дога­дались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей».

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем, в зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон). Это является основой для формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т. д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Стремление к тому, чтобы у ребенка сформировалось позитивное отношение к жизни, чтобы в его характере не сложилась тенденция к ожиданию неудачи и разочарования – одна из главных задач родителей. Поэтому важно поощрять и поддерживать ребенка в его самостоятельных начинаниях.

Родительская поддержка – это процесс, в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки. Взрослый член семьи должен помочь ребенку поверить в себя и свои способности, объяснить причины неудач и поддер­жать в сложной ситуации. Но для этого родитель сам должен почувствовать уверенность – он никогда не сможет оказать поддержку сыну или дочери до тех пор, пока не научится понимать себя и не достигнет самоуважения. Нужно помнить, что в семье могут происходить про­цессы, способные привести ребенка к разочарованию в собственных силах. Во-первых, это завышенные требования родителей (родители ожидают, что если ребенок был хорошим в дошкольном учреждении, он будет таким же и в школе). Во-вторых, соперничество братьев и сестер (такая ситуация возможна в том случае, если родители постоянно сравнивают детей друг с другом). В-третьих, чрезмерные амбиции ре­бенка (если у него что-то не получается, ребенок уже не соглашается играть в другую игру, и родители не обращают на это внимание).

Помощь родителей заключается в том, чтобы подчеркивать способности и возможности детей. Если ребенок ведет себя так, как не нравится родителям, то именно они должны помочь ему, одна его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Родитель, обсуждая с ребенком его поведение, должен всегда стараться подчеркнуть его хорошие стороны, сказать, что обычно доволен им как личностью («Сегодня ты допустил ошибку, но посмотри, как ты…»). Часто родители сосредотачиваются на прошлых неудачах ребенка и используют их против него («Вспомни, что, когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее» и т. д.).

Акцент на негативных примерах прошлого может породить у ребенка ощущение преследования неудач и нежелание бороться за хорошее мнение о себе. Он может решить для себя: «Пусть меня считают плохим». Родитель обязан употреблять в разговоре с ребенком больше фраз поддержки, таких как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «У тебя всё может получиться, ведь ты хочешь этого».

Поддержать – это еще и дать почувствовать ребенку, что он нужен. Необходимо помнить, что авторитет родителей и воспитателя для маленьких детей непререкаем и абсолютен, следовательно, установки близких взрослых людей определяют поведение детей. Нельзя говорить детям того, чего вы на самом деле не желаете ему.

Не забывайте рассказывать ребенку о своем детстве, об ошибках и о том, как вам было трудно их исправить, о своих слабостях – вы станете более близкими друг к другу, ребенок поймет, что он, как и вы, имеет возможность исправить свою ошибку.

Одно из главных условий правильного воспитания – это принять ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом. Выход из неприятных ситуаций зачастую можно найти не методом запрета, а путем переключения энергии подростка в полезное русло.

Нервозность родителей сразу передается детям.  Родители не придают большого значения своим сказанным в сердцах резким, грубым словам. А дети порой не в состоянии понять, что это не мнение, а лишь эмоциональная реакция. Они все понимают буквально, без «чувства юмора». «Ты -дурак!» – это ранит больнее, чем наказание розгами. Наиболее частые способы реагирования детей в подобных ситуациях – это пассивный уход в себя или демонстративная агрессивность.

Когда вы пытаетесь подавить агрессивного ребенка, вы не решаете этим возникшую проблему, а только загоняете ее вглубь. Всегда нужно выявить причину агрессии, и не столько внешнюю, сколько внутреннюю. Возможно, эта причина кроется в недополучении ребенком необходимого: любви и ласки, внимания и контроля, уважения и доверия, помощи в складывании правильной системы ценностей. А иногда ребенку требуется просто «выпустить пар»: пошуметь, покричать. Вовсе не значит, что о недостатках ребенка с ним вообще нельзя говорить. Наоборот, он должен знать, что родители в нем одобряют, а что порицают. Но сама постановка вопроса должна быть культурной: не «ты – плохой», а – «здесь ты ошибся, но ты ведь не такой, ты хороший, поэтому я верю, что впредь ты этого не сделаешь».

Создавая благоприятную семейную атмосферу в доме помните:

  1. От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
  2. Время, которое требуется каждому для ночного отдыха, величина сугубо индивидуальная. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
  3. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
  4. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

свернуть

Главные правила здорового образа жизни

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

Здоровый ребенок – хороший ученик, он хорошо учится, обладает высокой работоспособностью и творческим потенциалом. Но качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Младший школьный возраст – это период значительных позитивных изменений. 

В младшем школьном возрасте происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения.

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которые изменяют мотивы его поведения. Учебная деятельность является обязательным, целенаправленным, общественно значимым и систематизированным. В процессе учебной деятельности происходит развитие основных психических процессов и свойств личности. Ребенок понимает значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, и хочет быть умным, культурным и развитым.

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста. Физиологические особенности детей 7-12 лет, то есть детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. 

Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Одни цели у них быстро сменяются другими. У ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми. Чрезмерно тяжелая работа или недостаточный отдых ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка.

Основными специфическими средствами физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье обучающихся, тем продуктивнее обучение и выше противостояние негативному воздействию извне.

Рекомендации по улучшению здоровья учащихся

Прослеживается устойчивая тенденция к ухудшению зрения за время обучения. Зрение дети сажают, часами смотря телевизор или сидя за компьютерами. Родители должны с раннего возраста следить за зрением своего ребенка, чтобы избежать неприятных последствий. Необходимо установить контроль над временем, проведенным у телевизора и компьютера, за качественным питанием с необходимым количеством витаминов, за своевременным лечением заболеваний глаз.

К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, а также нерациональный режим отдыха, неполноценное питание, неверно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля. Поэтому наблюдается нарушения осанки.

Предупредить некоторые заболевания гораздо легче, чем лечить. Поэтому нужно постоянно следить за формированием осанки у детей. Важно для формирования здоровья своевременное и полноценное питание, свежий воздух, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с ростом. Так же одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми нужно обращать внимание на освещенность помещения. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Большое значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.

Главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма.

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Таким образом, систематическое школьное обучение является, как правило, той деятельностью детей, в процессе которой происходят дальнейшее развитие и постепенная перестройка их умственных (познавательных) процессов.

Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должны сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

«Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития.

Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды – нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.

Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.

Двигательным действиям учит  также и школа. Для оздоровительно-закаливающего влияния на организм, формирование осанки, воспитание гигиеничных привычек лучшие условия имеет семья.

Функции родителей в организации физического воспитания детей можно сгруппировать таким образом:

1) создание необходимых материально-технических условий для занятий дома;

2) контроль и содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, закал, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий;

3) непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, днях здоровья, спортивно-художественных вечерах, физкультурно-художественных праздниках, играх, развлечениях, прогулках.

Памятка для родителей

Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.

Соблюдайте режим дня.

Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

Любите своего ребенка, он - ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.

Обнимать ребенка следует не менее 4 раз в день, а лучше - 8 раз.

Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.

Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

Личный пример по ЗОЖ - лучше всякой морали.

Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и вода.

Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.

Следите за гигиеной сна вашего ребёнка.

Берегите нервную систему вашего ребёнка.

Прививайте гигиенические навыки. Главную роль играет пример.

Не делайте за ребёнка то, что хотя и с трудом, может выполнить сам. Пусть он сам старается.

Будьте всегда и во всём примером для вашего ребёнка! 

Семейный кодекс здоровья

  1. Каждый день начинаем с зарядки.
  2. Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
  3. Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
  4. В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
  5. Лифт – враг наш.
  6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
  7. При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)
  8. Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
  9. Ничего не жевать сидя у телевизора!
  10. В отпуск и выходные – только вместе!

Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Между тем, если у родителей недостаточно развита культура ЗОЖ (нарушение режима дня, отсутствие гимнастики и закаливания, недостаточная двигательная активность, превышение гигиенических норм просмотра телепередач, низкий уровень культуры питания, игнорирование профилактических мероприятий в осенне-зимний период, употребление алкоголя и курение), то влияние семьи в формировании ЗОЖ младшего школьника сведено к минимуму.

свернуть