1 класс

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный,переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе  общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряжённого умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной  работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Двигательная активность ребёнка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остаётся большой.  ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

 

свернуть

Соблюдение режима дня школьника

«И счастлив в жизни только тот,

Кого успешность к вершинам ведет»

 

Согласитесь, всем нам приятно иметь дело с людьми орга­низованными, ответственными, умеющими планировать, а зна­чит, и ценить свое время и в срок выполнять порученную рабо­ту. Люди, наделенные ими, гораздо более устойчивы к стрессовым ситуациям, они в большей степени способны сохра­нять доброе расположение духа. А это значит, что у них гораздо больше шансов сохранить и свое здоровье, т. к. ученые считают, что более 80 % заболеваний у человека связаны со стрессами.

Какое же отношение это имеет к до­вольно скучному, как кажется некоторым, словосочетанию «ре­жим дня»? На мой взгляд — самое прямое. Ведь режим дня — это не что иное, как рациональное чередование видов деятель­ности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможно­стей и особенностей человека.

От того, как строится наш день, как сочетается работа и от­дых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужи­наем, зависит не только наша дееспособность, но и самочувствие, работоспособность, настроение, здоровье. В правильности этого наблюдения люди убедились давно. Так, например, более 900 лет назад древнетюркский поэт Юсуф Баласагунский писал:

«Всему свой устав и законный уклад.

Блажен, кто блюдет их, цвете! его взгляд.

С невеждой, ведущим себя неумело,

Не знающим правил — не сделаешь дело!»

Системой, насквозь пронизанной ритмами, называют чело­веческий организм. Главное в этой системе — суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, рит­мичность в жизни всегда и все находили полезным, положи­тельно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Повторя­ясь изо дня в день, определенный распорядок дня   настраивает ребенка на учебу, отдых, физическую активность, тем самым об­легчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба.   При со­блюдении режима дня у ребенка формируются условные реф­лексы.  Привычка ложится спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробужде­нию.  Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную ин­формацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением уроков, его работоспособность выше.

Наш организм нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пи­щеварительных соков и активности ферментов. С полной уве­ренностью можно говорить о том, что: «Человек — это не толь­ко то, «что он ест», но и «когда он ест». Дети, приученные есть в одно и тоже время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием, ведь к определенному времени организм готовится к приему пищи. Благодаря этому, пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее. Это наблюдение точно и красиво зарифмовано А. С. Пушки­ным в «Евгении Онегине»:

«... Люблю я час Определять обедом, чаем, И ужином. Мы время знаем В деревне без больших сует: Желудок — верный наш брегет».

Поэтому очень хорошо, что в школе дети приучаются к двух- разовому режимному питанию.

Начало школьной биографии меняет привычный уклад жиз­ни малыша. Может в меньшей степени это происходит у детей, посещавших детский сад. И от того, насколько родители, ба­бушки и дедушки организованы сами и готовы помочь ребенку: во время разбудить, научить делать зарядку и правильно подо­брать упражнения для нее, проследить за всем распорядком дня и при этом создать у ребенка положительный настрой, не встав в позу руководителя послушного робота, зависит не только ус­пешность учебы ребенка, но и его здоровье.

 Важно помнить, что нет и не может быть универсального ре­жима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обяза­тельно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт» — т. е. запас времени в соблюдении режимных моментов.

И, если мы осознаем важность правильной организации жиз­ни ребенка, мы постараемся сделать так, чтобы это осознали наши дети. Что для этого нужно сделать? Во-первых, очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в шко­лу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованно­сти и порядку, которая постепенно станет чертой характера. Особое значение это приобретает в том случае, если ваш ребе­нок не отличается усидчивостью, умением концентрировать вни­мание или имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Как же должен строится режим дня первоклассника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собрать­ся в школу. Встать с постели нужно за час-полтора до начала за­нятий, т. е. в 7—7.30. Это время следует скорректировать в зависи­мости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы встряхнуть остатки сонливости, настроить на рабочий лад, утрен­ней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. На первых порах, если ребенок еще не привык, лучше делать ее вместе с ним. Во многих семьях сегодня есть магнитофоны или проигрыватели. Советуем подобрать соответствующую музыку для утренней гимна­стики, может быть с учетом музыкальных пристрастий сына или дочери. Проверено: дело пойдет веселей и с большей охотой. Не забудьте при этом открыть форточку или проветрить комнату.

Не все дети в столь ранний час, особенно, если нет привыч­ки, с удовольствием завтракают. В этом случае ваша настойчи­вость накормить ребенка не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хорошее настроение и доброе отношение между вами и ребенком. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребе­нок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних про­блем может быть заранее, с вечера оговорить с ребенком его ут­реннее меню.

Дорога в школу, если идти не торопясь, в течение 15—20 минут может стать прекрасной прогулкой. По возможности вы­берите маршрут подальше от проезжих дорог.

Пребывание в школе, особенно первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специ­альными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников — 37,5 % заканчивает учебный день с при­знаками сильного и выраженного утомления, а среди посещаю­щих школы с углубленным изучением предметов, гимназии коли­чество таких детей достигает 40 %. Еще больше детей — от 68 % до 75 %, у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпа­ние проявляется в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т. д.). Вывод напрашивается сам — учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Одна из частых родительских ошибок — усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Чем нехороша эта настойчивость? Во-первых, ребенок еще «не стряхнул» с себя утомление от уро­ков в школе. Утомление — закономерный результат любой рабо­ты или деятельности и не должно нас пугать. А вот его накопле­ние, кумуляция чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Де­тей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. А если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для тех из них, кто остается в группе продленного дня, врачи настаивают на обязательной орга­низации дневного сна. Другой способ восстановления сил — прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Во-вторых, работоспособность человека и ребенка в том чис­ле — одна из почти 50 функций, которые ритмически меняются на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10—13 часов, а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у боль­шинства снова происходит повышение работоспособности, ко­торая затем снижается к 20 часам. Необходимо учитывать это обстоятельство, чтобы время приготовления уроков совпало с подъемом работоспособности, т. е. с 16 часов.

Продолжительность занятий не должна быть более часа, при­чем после 25—30 минут работы необходим перерыв для неболь­шой разминки на 3—5 минут. Приучить детей работать без от­влечений, собрано задача непростая даже, если речь идет о спо­собных и хорошо успевающих в школе детях. Здесь очень важ­ны ваше терпение и доброжелательность. Оно обязательно будет вознаграждено успехами вашего сына или дочери.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6—7 лет долж­ны быть не более 3—4 часов. Если обед у вашего первоклассни­ка был в 13.00—13.30, то примерно в 16.30 — время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, мо­лочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

С поступлением ребенка в школу многие родители стараются определить его еще и в музыкальную школу, спортивную секцию или организовать занятия иностранным языком, компьютером и т. д., или что тоже не редкость — одновременно несколько различ­ных кружков или секций. И тогда, получается ситуация, хорошо знакомая всем нам в том числе и по стихотворению А. Барто:

«Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, — За кружок по рисованью Тоже все голосовали ...»

Эти полезные и интересные занятия конечно же важны для развития вашего малыша. Но прежде следует хорошо подумать о том, насколько они будут посильны для вашего ребенка. Резуль­таты специальных исследований гигиенистов позволяют с боль­шим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, каза­лось бы такие полезные, как спортивные. Ведь утомляют не толь­ко сами занятия, но и дорога, зачастую неблизкая, а также пре­бывание в коллективе сверстников. Возможно, имеет смысл пе­ренести эти занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Но если вы все-таки решили, что допол­нительные занятия необходимы вашему ребенку, то их продолжи­тельность для 7-летнего ребенка не должна быть более 1 часа.

Врачам давно известно, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Подвижные игры на возду­хе способствуют росту, развитию ребенка, прекрасно снимают «учебное» утомление. Ежедневное пребывание ребенка на возду­хе должно быть не менее 3,5 часов.

Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впе­чатления — важная составляющая жизни маленького человека. Во многих семьях многочасовой просмотр телепередач — обяза­тельная составляющая вечернего времяпрепровождения. Неволь­но в этот процесс втягиваются и дети. Хотим предостеречь, что для ребенка столь продолжительное созерцание телепередач далеко небезразлично. Это большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая «съедает» у ребенка возможность общения с родителями, друзьями, самостоятельной деятельности (игры, по­мощи по дому), заменяет ее мало что дающей для развития «жвачкой для глаз». Содержание и длительность просмотра те­лепередач должны регулироваться взрослыми. В учебные дни 7-летний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть теле­передачи 2—3 раза в неделю не более 30 минут. Современное телевидение не слишком щедро на передачи для детей. В тех семьях, где имеется возможность просмотра видеофильмов, не­обходимо подобрать специальный детский репертуар фильмов и ограничить продолжительность однократного его просмотра.

При этом очень важно обеспечить ребенку, да и самим взрос­лым тоже, необходимые условия просмотра телепередач или ви­деофильмов, которые избавят от излишнего напряжения зрения. Врачи установили, что располагаться перед экраном следует на расстоянии, равном сем и-восьмикратной высоте или трех-четы-рехкратной ширине экрана, т. е. чем больше экран, тем дальше от него должны находится зрители. В общем виде при нормаль­ном зрении расстояние между экраном и зрителями не должно быть меньше 2 м и больше 5 м. Телепередачи лучше смотреть в слегка освещенной комнате, используя для этого настольную лампу или торшер, расположив его так, чтобы свет не попадал в поле зрения и не отражался на экране. И третье, — телевизор должен быть исправен и хорошо настроен.

Все это в полной мере относится и к компьютеру, который в последнее время становиться привычным атрибутом домаш­ней обстановки.

Вечером просто необходимо выкроить время для общения с ребенком, поинтересоваться, как обстоят дела в школе, прове­рить как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалы, даже если успехи вашего первоклашки пока еще невелики. Если что-то не получилось, посоветуйте или помогите исправить. Будьте доброжелательны, ведь от вашего поведения тоже зависит с ка­ким настроением ребенок завтра пойдет в школу. А чтобы утро не омрачать суматохой и избавить ребенка от досадных забыва­ний необходимых для школы вещей, приучите вашего малыша приготовить с вечера все необходимое для школы.

свернуть

Семейные традиции. Их роль в воспитании ребёнка

Что такое семейные традиции? Даже немного подумав трудно будет сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос.

Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но сейчас многое изменилось.

Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.

А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка. 

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:  распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Неплохой традицией является обсуждение  вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай- разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Как  Вам, к примеру, традиция читать на ночь.  Даже если малыш пока ещё слишком  мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.

Роль семейных традиций в жизни малышей.

-Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день -праздник».

-Дети гордятся своей семьёй.

-Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

-Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.

Правила, которых нужно придерживаться,

 если Вы решили создать новые традиции.

-Традиция повторяется всегда, ведь она- традиция

-Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным

-Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только  к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники- необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

Хорошая традиция- совместное украшение новогодней ёлки.

Но традиции -это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.

Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном- очень хорошая традиция!

Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это- детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, что бы они могли передать их своим.

свернуть
поделиться в: