Тематика родительских собраний

Родительские собрания в 1-11 классах
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать центром просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идёт анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию нужно готовить выставки работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
 
Рекомендации по проведению родительских собраний
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
 
1 класс
Сентябрь
Тема: «Трудность адаптации первоклассников в школе »
Вопросы для обсуждения:
1.Знакомство родителей со школьной администрацией.
2.Физиологические трудности первоклассника в школе.
3.Психологические трудности первоклассника в школе.
4.Значение отношений родителей к ребёнку в период преодоления трудностей первого года обучения.
5.Обсуждение с родителями законов жизни классного коллектива.
Декабрь
Тема: «Особенности мыслительной деятельности младших школьников. Значение семьи в её развитии».
Вопросы для обсуждения:
1.Методы и приёмы развития познавательной активности детей.
2.Речевое умение учащихся и их значение в учении..
3.Наблюдательность и пути её формирования у учащихся.
Форма работы: круглый стол.
Анкета для родителей:
1.В чём проявляется познавательная активность Вашего ребёнка?
2.Как Вы развиваете речевые умения своего ребёнка? Как её стимулируете?
3.Наблюдателен ли Ваш ребёнок и как это проявляется?
Март
Тема: «Эмоциональный мир ребёнка. Его значение и пути развития»
Вопросы для обсуждения:
1.Роль эмоций и чувств в жизни человека.
2.Сопереживание и пути его формирования у учащихся.
3.Роль семейных традиций в воспитании эмоциональности ребёнка.
Май
Итоговое родительское собрание: форма - устный журнал «Перелистывая страницы учебного года»
Страница №1 «Наша жизнь на уроках » (Демонстрация урочных минуток, мини-уроков по математике, русскому, белорусскому языкам и т.д.)
Страница №2 «Наши переменки» (физкультпаузы, игры и т. д.)
Страница №3 «Наша жизнь после уроков» (Самые яркие моменты воспитательных  мероприятий, проведённых в классе за год)
Страница №4 «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковая деятельность)
Страница №5 «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе). Медаль делают сами дети
Страница №6 «Наши планы на лето» (каждый ученик получает задание на лето, которое он должен выполнить для всего класса)
 
2 класс
Сентябрь
Тема " Физическое развитие младшего школьника в школе и дома "
Вопросы для обсуждения:
1.Значение физической культуры для полноценного развития личности.
2.Урок физкультуры и его требования к ученику.
 (Учителя физического воспитания)
Анкета для родителей:
1.Любит ли Ваш ребенок уроки физкультуры?
2.Расспрашиваете ли Вы своего ребенка о занятиях физической культурой на уроке?
3.Каким видите Вы урок физической культуры?
 (К собранию готовится выставка рисунков "Я на уроке физической культуры")
Декабрь
Тема: "Агрессивные дети. Причины и наследство детской агрессии"
Вопросы для обсуждения:
1.Причины детской агрессии.
2.Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
3.Пути преодоления детской агрессивности.
Анкета для родителей:
1.Бывает ли Ваш ребенок агрессивным?
2.В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3.Против кого он проявляет свою агрессию?
4.Что Вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Март
Тема: " Наказание и поощрение в семье "
Вопросы для обсуждения:
1.Виды наказаний и поощрение в семье (анализ педагогических ситуаций).
2.Значение наказаний и поощрений в семье (анализ педагогических ситуаций).
Анкета для родителей:
1.Какие меры наказания и поощрения в семье используете?
2.За что наказываете и поощряете?
3.Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?
Май
Итоговое родительское собрание
 
3 класс
Сентябрь
Тема: "Значение общения в развитии личности качеств ребёнка"
Вопросы для обсуждения:
1.Общение и его роль в жизни человека.
2.Семья и её общение с ребёнком. Последствия этого процесса взрослых и детей.
Анкета для родителей:
1.Сколько времени в день Вы отводите на общение с ребёнком?
2.Знаете ли Вы с его слов об учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях по дому, как зовут его соседа или соседку по парте?
3.Знаете ли Вы проблемы, которые есть у Вашего ребёнка?
4.Как Вы думаете, что он знает о Вас?
Декабрь
Тема: "Здоровый образ жизни и трудовое участие в школе и семье"
Вопросы для обсуждения:
1.Труд и его значение в жизни ребёнка.
2.Интеллектуальный труд и работоспособность.
3.Роль семьи в развитии здорового образа жизни.
Анкета для родителей:
1.Любит ли Ваш ребёнок трудиться?
2.Что он любит делать?
3.Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с Вашей помощью?
4.Как долго может Ваш ребёнок трудиться?
5.Он выполняет работу с увлечением или наоборот? •
6.Что он знает о здоровом образе жизни?
Март
Тема: "Воображение и его роль в жизни ребёнка"
Вопросы для обсуждения:
1.Роль воображения в жизни.
2.Роль воображения в развитии эстетической культуры ребёнка. Встреча родителей с учителем музыки.
3. Анкета для родителей:
Умеет ли Ваш ребёнок фантазировать и мечтать? Любит ли Ваш ребёнок перевоплощаться?
Стимулируете ли Вы в семье у ребёнка возможность проявить свою фантазию, воображение?
Май
Итоговое родительское собрание 4 класс
 
4 класс
Сентябрь
Тема: "Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка"
Вопросы для обсуждения:
Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребёнка.
1 Выступление врача по теме собрания.
Анкета для родителей:
1.Что изменилось в Вашем ребёнке за последнее время?
2.Как он стал вести себя дома?
Проявляет ли он свою деятельность? /как и в чём?/ 4. Боитесь ли Вы своего будущего разговора с ребёнком по вопросам пола?
Декабрь
Тема: "Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности"
Вопросы для обсуждения:
1. Способности, их виды и значение в жизни человека.
 2 Способности учащихся нашего класса и их результат в учебной деятельности.
Форма собрания: классные олимпийские игры для определения лучшего /в письме, счёте, декламации, пении и т.д. На собрании проводится только награждение.
Март
Тема: "Речевые навыки и их значение в дальнейшем учении школьников"
Вопросы для обсуждения:
1.Анализ речевых умений учащихся учителем /сочинению, изложению, отзыву и т.д.
2.Анализ результатов психолого-педагогического консилиума за четыре года обучения и рекомендации родителям.
3. Знакомство с будущими учителями и классными руководителями, с которыми родителям придется встречаться в пятом классе.
Май
Итоговое родительское собрание за четыре года обучения. К собранию проводится анкетирование учащихся и анкетирование родителей, проводятся итоги анкетирования, контрольных работ. Форма любая.
 
5 класс
Сентябрь
Тема: «Культурные ценности и их развитие у детей в семье»
Вопросы для обсуждения:
1.Книга и её значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.
2.Культурные традиции семьи.
3.Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребёнка.
Форма: обмен мнениями по проблемам собрания.
Декабрь
Открытый педагогический консилиум.
Тема: «Психологические особенности учащихся. Что такое адаптация в 5 классе»
Вопросы для обсуждения:
1.Роль семьи и её значение в адаптации школьника.
2.Законы школьной жизни в учении и воспитании школьника. Форма работы: круглый стол.
Приглашаются педагоги, работающие в классе, врач, психолог, социальный педагог.
Задачи классного руководителя и педагогов:
1. Предоставить результаты своих наблюдений и педагогическую характеристику класса и, если надо, конкретных учеников в частности.
2. Рассказать о требованиях к учению по своему предмету.
Задача врача:
1. Информировать о состоянии здоровья учащегося, дать рекомендации по режиму жизнедеятельности
Задача психолога: 1. Обобщить, систематизировать полученные диагностические данные и на их основании подготовить аналитические данные
Задача социального педагога:
1. Сформулировать выводы, гипотезы, выработать предварительные рекомендации
Март
Тема: «Проблемы общения и их значение в жизни школьника»
Вопросы для обсуждения:
1.Значение общения для ребёнка в семье.
2.Проблемы общения в детском коллективе.
3.Задачи школы и коллектива класса по преодолению проблем в общении.
Форма работы: дискуссия.
Предварительное анкетирование учащихся или индивидуальные беседы классного рук-ля по вопросам:
1.Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?
2.Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?
3.С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, с папой, другом, подругой?
4.Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?
5.Считает ли твоя семья твой день рождения праздником?
6.Какие праздники в твоей семье ты любишь?
Май
Итоговое собрание за год
Фрагменты уроков, устный журнал «Листаем страницы жизни в 5 классе». К собранию готовятся мероприятия:
1.Конкурс по написанию гимна класса.
2.Сюрпризы на тему «В будущем году тебе желаю...».
3.Задание на лето всем ученикам: «Где бы ты ни был, помни о друзьях».
4.Выпуск классной газеты «Узелок на память».
5.Награждение родителей за активное сотрудничество с классом.
 
6 класс
Сентябрь
Тема: «Результативность школьного урока. От чего она зависит?»
Вопросы для обсуждения:
1.Выступление классного руководителя (анализ посещенных уроков по проблеме активности учащихся на уроке).
2.Рекомендации родителям по данной проблеме.
Декабрь
Тема: «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования»
Вопросы для обсуждения:
1.Выступление врача.
2.Выступление учителя физического воспитания (требование к уроку, задачи физического воспитания, проблемы класса, пути их решения, кружки, секции).
3.Выступление классного руководителя по проблеме физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе.
Предварительное анкетирование:
1.Любишь ли ты уроки физической культуры?
2.Чем тебе нравится заниматься на уроке?
3.Что бы ты хотел в себе исправить с помощью этих уроков?
4.Что бы ты хотел пожелать учителю физической культуры?
Март
Тема: «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»
Вопросы для обсуждения:
1.Выступление библиотекаря гимназии с анализом читательских умений и запросов учащихся.
2.Выступление учителей - предметников (что собой представляет учебники основные требования к уроку).
3.Выступления родителей и детей по проблеме:
а)книга в нашей семье;
б)традиции в нашей семье;
в)отношение учащихся к чтению (результаты техники чтения в классе).
Открытие классной книги рекордов Гиннеса «Самый читающий ученик класса».
Анкета для родителей:
1.Любит ли Ваш ребенок читать? Какие книги предпочитает?
2.Прочитывает книгу быстро или нет?
3.Какие книги любят в Вашей семье? Ваши читательские предпочтения?
4.Считает ли Ваш ребенок книгу хорошим подарком?
Май
Итоговое родительское собрание - совместное заседание учащихся и родителей.
 
7 класс
Сентябрь
Тема: «Половые различия и половое воспитание»
Вопросы для обсуждения:
1.Значение семьи, родительских отношений в период созревания ребёнка.
2.Физиология подростка.
3.Пути решения данной проблемы в классе (педагогические ситуации для родителей).
4.Круглый стол (с участием родителей, психолога и классного руководителя).
Январь
Тема: «Нерешённые проблемы домашнего контроля и помощи ребёнку»
Вопросы для обсуждения:
1.Выступление классного руководителя о роли семьи в контроле над ребёнком.
2.Анализ посещения учащимися уроков.
3.Обмен опытом семей.
Март
Тема: «Воля и пути её формирования у учащихся»
Вопросы для обсуждения:
1.Роль волевых качеств личности в преодолении инстинктов.
2.Значимость семьи в преодолении ребёнком негативных черт характера.
3.Мнение учащихся о себе и своих волевых качествах.
Май
Тема: «Организация и проведение профильного обучения в 8 классах»
Вопросы для обсуждения:
1.Анализ выявления профильной направленности.
2.Знакомство родителей с целями и задачами профильного обучения.
3.Психолого-педагогическое сопровождение процессов самоопределения учащихся, которые будут обучаться в профильных классах.
 
8 класс
Сентябрь
Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»
Вопросы для обсуждения:
1.Выступление представителя правоохранительных органов по теме «Закон и ответственность».
2.Анализ классным руководителем вопроса о развитии классного коллектива за несколько лет и определение задач на будущее.
3.Разбор нравственных ситуаций.
4.Анкетирование детей и родителей.
Декабрь
Тема. «Способность и роль семьи в развитии способностей»^
Вопросы для обсуждения:
1.Анализ посещённых уроков, кружков, стимулирующих занятий.
2.Встреча с учителями, работающими в классе.
3.Встреча с администрацией школы.
Март
Тема: «Психологические и возрастные особенности подростка»
Вопросы для обсуждения:
1.Гигиена подростка.
2.Выступление психолога.
3.Анализ взросления детей.
4.Ответы на вопросы родителей.
Май
Итоговое родительское собрание.
 
9 класс
Сентябрь
Тема: «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка»
Вопросы для обсуждения:
1.Рассказ об учебных заведениях, в которые может определиться ребёнок после 10 класса.
2.Анализ профессиональных интересов девятиклассников и их родителей.
Декабрь
Тема: «Анализ успешности учебной работы учащихся 9 классов».
Вопросы для обсуждения:
1.Анализ отношения к учению (учителя основных предметов).
2.Анализ контрольных работ, диктантов и т. д.
3.Собеседование администрации гимназии со слабоуспевающими учениками.
4.Здоровый образ жизни как залог успешной работы школьника.
Март
Тема: «Трудный ребёнок. Какой он?»
Вопросы для обсуждения:
1.Выступление классного руководителя.
2.Выступление представителя инспекции по делам несовершеннолетних.
3.Собеседование с родителями.
Май
Итоговое родительское собрание
 
10 класс
Сентябрь
Тема: «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка»
Вопросы для обсуждения: 1. Рассказ об учебных заведениях, в которые может определиться ребёнок после 10 класса.
2. Анализ профессиональных интересов девятиклассников и их родителей.
Декабрь
Тема: «Анализ успешности учебной работы учащихся 10 классов»
Вопросы для обсуждения:
1.Анализ отношения к учению (учителя основных предметов).
2.Анализ контрольных работ, диктантов и т. д.
3.Собеседование администрации гимназии со слабоуспевающими учениками.
4.Здоровый образ жизни как залог успешной работы школьника.
Март
Тема: «Трудный ребёнок. Какой он?»
Вопросы для обсуждения:
1.Выступление классного руководителя.
2.Выступление представителя инспекции по делам несовершеннолетних.
3.Собеседование с родителями.
Май
Тема: «Как успешно подготовиться к экзаменам»
Вопросы для обсуждения:
1.Выступление заместителя директора по учебной работе.
2.Выступление классного руководителя.
 
11 классы
Сентябрь
Тема: «Особенности физического воспитания в 11 классах»
Вопросы для обсуждения:
1. Выступление учителя физической культуры о возрастных
физиологических особенностях поведения организма учащихся
при занятиях физической культурой.
2 Рекомендации родителям (учитель физического воспитания).
Декабрь
Тема: «Результативность учёбы учащихся 11 классов за 1 полугодие»
Вопросы для обсуждения:
1. Дни открытых дверей в классах по основным предметам.
2. Собеседование родителей с учителями.
Март
Тема: «Значимость выбора в жизни человека» -круглый стол
Вопросы для обсуждения:
1. Кто и как определяет в семье, куда поступать ребёнку.
Май
Тема: «Об особенностях экзаменационной кампании»